Рецензия на фильм Стивена Содерберга «Без резких движений»: Старая добрая многоходовочка

Рецензия на фильм Стивена Содерберга «Без резких движений»: Старая добрая многоходовочка

Рецензия на фильм Стивена Содерберга «Без резких движений»: Старая добрая многоходовочка

Оценка: 8 из 10

Премьера криминальной драмы «Без резких движений» состоялась на кинофестивале в Трайбеке, а на стриминговом сервисеHBO Max лента вышла 1 июля 2021 года. Режиссёр: Стивен Содерберг. В ролях: Дон Чидл, Бенисио Дель Торо, Брендан Фрейзер, Джулия Фокс, Эми Саймец, Дэвид Харбор, Ноа Джуп, Джон Хэмм, Рэй Лиотта, Киран Калкин, Мэтт Дэймон и другие.


В мире так мало людей, похожих на Стивена Содерберга. Людей, которые могут хвататься за несколько дел сразу и преуспевать в каждом из них. Содерберга в индустрии кино знают как уникального в своём роде человека-оркестра. Он снимает, он монтирует, он придумывает, воплощает в жизнь, читает огромное количество книг (списки ежегодно публикует в интернете), ещё в промежутках успевает отсматривать рабочие версии других режиссёров и эсэмэсить им свои замечания. Содерберг адаптируется ко всему: он может снимать на огромные профессиональные камеры, а может – вооружившись лишь айфоном. Запросто берётся за крошечные инди-проекты с неизвестными актёрами и с лёгкостью собирает звёздные составы, когда ему это вздумается. У него есть и «Пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, и премия «Оскар». Содерберга уважает весь Голливуд, половина – ему завидует, остальные же восхищаются.

Сейчас Стивен, всегда чутко улавливающий мировые тенденции, познаёт все прелести стриминговых сервисов. Не так давно в рамках сделки с Netflix он выпустил две картины с иронично антикапиталистическим посылом. Теперь трудится на HBO Max, где в прошлом году вышла его картина «Пусть говорят» с Мэрил Стрип, а теперь вот – сочный нуар в духе Элмора Леонарда «Без резких движений» про 50-е, автомобильные махинации и мафиозные организации в промышленном сердце страны.

Место действия – Детройт. Год – 1954-й. Мужчина по имени Даг в длинном пальто, шляпе и с неожиданно добрым для своей мафиозной внешности лицом (потому что играет его набравший в весе Брендан Фрейзер) нанимает троих преступных элементов для одного плёвого дельца. Сначала он заезжает в чёрный квартал и встречается с подозревающим всех и вся Куртом (Дон Чидл), затем они вместе заезжают за извечно спокойным Рональдом (Бенисио Дель Торо), а в конце к ним присоединяется нервный Чарли (Киран Калкин). Дело кажется подозрительно лёгким: нужно заставить мелкого бухгалтера (Дэвид Харбор) приехать в свой офис, взяв при этом в заложники его семью, и выкрасть какой-то документ из кабинета своего босса. Однако по доброй традиции фильмов братьев Коэн, на которые «Без резких движений» местами ссылается, события вскоре приобретают непредвиденные обороты, усложняя жизнь абсолютно всем причастным.

Содерберг снял ретро-детектив, пропитанный энергичными диалогами и лаконичным юмором, отчего по время просмотра вспоминается и культовый «Фарго» (здесь тоже присутствуют горе-грабители), выцветший бэевский «Кровь и потом», и даже содерберговский триллер «Вне поля зрения». Тот фильм, кстати, как раз и был экранизацией романа Элмора Леонарда, а нынешний – лишь под него стилизация. Местами, к сожалению, не столь безупречная.

Дело в том, что адаптацией «Вне поля зрения» занимался сценарист Скотт Фрэнк, на счету которого спилберговское «Особое мнение», «Логан» и прошлогодний хит Netflix «Ход королевы». Фрэнк отлично пишет и отлично передаётся ощущение просмотра большого киноромана. Сценарий к «Без резких движений» сочинил Эд Соломон, автор «Ангелов Чарли» и дилогии «Иллюзия обмана», то есть планка была изначально низкой. И действительно Соломон в целом со своей задачей не справился: кино страдает от избытка персонажей с нехваткой экранного времени и сомнительной сюжетной важностью (к примеру, герой Джона Хэмма вышел уж совсем бесполезным), вдобавок не покидает ощущение, что в двухчасовой хронометраж «Без резких движений» никак не укладывается. По такому сценарию плачет сериальный формат.

Однако все сценарные огрехи успешно затмеваются режиссёрскими навыками Содерберга и очередным его прекрасно подобранным актёрским составом. Постановка –стиль высшей пробы, на все сто передающий атмосферу старого голливудского нуара. Чидл – словно бы выскочил из какого-нибудь «Шафта» или другого блэксплотейшена, Джулия Фокс всё так же грациозно вертит своим хвостиком как и в «Неогранённых алмазах», заскочивший на огонёк Рэй Лиотта снова не разочаровывает ностальгирующего по золотому веку гангстерского кино зрителя. Но больше всего любуешься, конечно же, Дель Торо – каждый раз как он попадает по крыло Содерберга, остаётся только наслаждаться актёрской игрой пуэрториканца.

«Без резких движений» — грамотный, стильный нуар от Стивена Содерберга, полный супротив своему названию неожиданных сюжетных поворотов. Юмор и галерея разнообразных характеров не даёт заскучать, даже несмотря на то, что во второй половине кино всё же начинает наслаиваться само на себя, и уже хочется найти книжку, на которой всё это основано, чтобы хоть немного разобраться. Вот только никакой книги нет, зато есть два часа жанровой криминальной стилистики от одного из лучших американских режиссёров нашего времени.


Вадим Богданов, InterMedia

По материалам: intermedia
Загрузка...

Комментарии (0)

Оставить комментарий