Главная » Шоу-бизнес » Рецензия на фильм «Чернобыль»: Человек смотрит в бездну

Рецензия на фильм «Чернобыль»: Человек смотрит в бездну


Добавлено: 14 апр 2021 в 01:00, Категория: Шоу-бизнес
14.04.2021 00:02 Кино и сериалы
Рубрика: Рецензии и обзоры 16+
Рецензия на фильм «Чернобыль»: Человек смотрит в бездну

Оценка: 7 из 10

Драма «Чернобыль» выходит в российский прокат 15 апреля 2021 года. Режиссёр: Данила Козловский. В ролях: Данила Козловский, Оксана Акиньшина, Филипп Авдеев, Равшана Куркова, Николай Козак и другие.


«Чернобыль» Козловского ожидаемо уступает резонансному мини-сериалу HBO и неожиданно высоко возвышается над «Тренером». Два вывода, которые, впрочем, ничего не говорят о самом фильме. Он хороший? Он плохой? Он самолёт? Он птица?

К ответу на вопрос мы ещё вернёмся. Пока на минутку давайте поговорим о главном действующем лице. Данилы давненько не было видно на экранах – частично из-за ковида, частично по семейным обстоятельствам, частично из-за театральной деятельности. Скучали ли мы? По Козловскому-актёру скорее да, чем нет. Каждое его появление на экране – это, как правило, праздник во имя маскулинности: его герои – всегда сильные, уверенные, романтичные мужики, у которых не так много времени на рефлексию, ибо нужно забивать шайбы, сажать самолёты, ворочать деньгами, править Русью. Как в такого не влюбиться? Особенно если ты девушка (любого возраста) и от вида харизматичных решительных героев у тебя подкашиваются коленки. Хотя и мужчины уж точно при просмотре фильмов с его участием не раз сублимировали свои страхи, недостижимые цели и неудовлетворённость жизнью в некоторые образы Козловского. Кому бы ни хотелось привести свою команду к победе или, будучи мутантом-альбиносом, украсть чью-нибудь красавицу-жену? Вот-вот.

Перед уходом в затянувшийся отпуск Данила хорошенько так обжёгся об свой закоренелый экранный образ – снявшись в режиссёрском дебюте своей пассии, с которой он потом рожал дочь, в роли потерявшего всякие ориентиры Владивостокского гопника. Бронебойная маскулинность сменилась на токсичную – как результат: фандом порядком поредел, чем тут же попытался воспользоваться Саша Петров, став новым актёром номер один. Но вот три года спустя Данила возвращается в большое кино с большим фильмом, в котором снова блистает в привычном для себя амплуа: его герой по имени Алёша тут буквально ни в воде не тонет, ни в огне не горит, и даже радиация ему нипочём.

Возвращение Козловского-режиссёра – событие далеко не самое предвкушаемое. «Тренер», может, и не был откровенным провалом, но и к высшей лиге отечественного кино не подобрался даже близко. А в случае с «Чернобылем» ещё и сам проект вызывает сомнения и один закономерный вопрос: зачем? Чтобы помнили? Ответить Западу? Удовлетворить свои режиссёрские амбиции?

Ну, во-первых, о трагедии в Чернобыле никто особо и не забывал. Во-вторых, отвечать-то в целом и не на что: у британцев была чёткая художественная реконструкция событий чуть ли не с документальной точностью (выбивались лишь англоговорящие актёры), а тут у нас – художественный вымысел с неисторическими персонажами, что автоматически высвобождает кино от назойливых сравнений и занудных разбирательств, где так, а где не так. В-третьих, «Чернобыль» действительно по форме, задумке и даже реализации такое кино, которым режиссёрские амбиции и должны мериться.

Первые 20 минут фильма убеждают, что Данила всё-таки неслучайно полез в эту профессию – наконец появилось ощущение кинематографичной материи, затесавшейся между кадров, а не бесцельных съёмки/монтажа/планов, не отличающих любой фильм от второсортного сериала. Козловский с головой окунает зрителя в эпоху – одежда, музыка, автопром; первой линией в сюжет вводит любовную. Алексей – пожарный из Припяти, который десять лет спустя встречает свою прошлую (первую?) любовь Олю (Оксана Акиньшина, как всегда глаз не оторвать) и влюбляется заново. До титра «две недели спустя» Козловский сотворил прекрасный образец чистого кинематографа, которого от него вряд ли кто ожидал. Дальше, естественно, становится хуже – прямо как после взрыва на Чернобыльской АЭС.

Сценой взрыва реактора кино отчётливо делится на «до» и «после». Поначалу провинциальная романтика сменяется лишь зубодробительным саспенсом, высвободившейся энергии от которой зрителю хватит досидеть до конца фильма, даже почти не заскучав. Но дальше сценарий всё сильнее и сильнее начинает пробуксовывать, то и дело срезает путь по старым тропам, всё чаще съезжает с дороги логики и здравого смысла (создателям явно стоило бы получше узнать, как радиация влияет на организм человека, и что она наносит равный урон всем, независимо от их сюжетной важности).

Нужно отдавать отчёт, что Козловский куда точнее подходит к воссозданию ощущения присутствия в советском пространстве своих героев, чем их же – в историческом контексте катастрофы. За точностью, мнением сторон и хроникой событий обращаться нужно к Мэйзину и его коллегам, у Козловского же – личная история человека, в которой катастрофа – это фон и сценарный предлог к перевоплощению персонажа как личности. Извечная тема ничтожности человека перед глобальным явлением, пусть и техногенного характера. Очная встреча индивида с бездной (неспроста именно такой подзаголовок носит лента на международной арене, чтобы её хоть как-то отличали от мини-сериала, а у нас же теперь в разговоре придётся вечно уточнять, о чьём именно «Чернобыле» идёт речь).

С технической стороны «Чернобыль» нареканий не вызывает, и даже наоборот. Стараниями оператора «Дылды» и «Кислоты» Ксении Середы перед нами предстаёт один из самых талантливо снятых студийных блокбастеров отечественного производства последних лет. Камера оживляет мертвецки скучные эпизоды из разряда «мужики решают, кто пойдёт на смерть» и большим вниманием к деталям (пот на шее Козловского, кольцо на руке мёртвого пожарного, улыбка Оли через красную шторку) придаёт фильму осмысленность и не совсем типичный взгляд на историю. Взгляд человека, который понимает, что за каждой, самой маленькой деталью может таиться своя история, полная драмы и эмоций чуть ли не в большей степени, чем та, за которой мы наблюдаем глазами Алексея. Это большой режиссёрский шаг вперёд – осознание, что камера, монтаж и саундтрек (Олег Карпачев превзошёл себя, музыка в фильме на редкость изумительная) могут быть не просто базовыми частями кинопроизводства, но и нестандартными инструментами повествования.

Так, в итоге фильм-то плохой или хороший? Столько текста написано, а какой смысл, если в нём ответа нет? Очевидный ответ напрашивается только один – фильм определённо качественный. Крепкий визуальный стиль, убедительные актёрские работы Козловского и Акиньшиной, запоминающийся саундтрек, большая проделанная работа по реквизитам, декорациям и эффектам. «Чернобыль» смотрится здорово и местами даже захватывающе, что с относительно слабым сценарием (картонный второй план, дешёвые моральные дилеммы, банальная драма, проблемы с логикой и откровенно нелепый финал) кажется максимально парадоксальным. Для отечественного кино – достойный образец редкого в наших краях поджанра фильмов-катастроф. Для Козловского – карьерный шаг вперёд в правильном направлении. Для зрителя – более талантливая альтернатива «Майору Грому» в решении поддержать наше кино в период застоя. Тут, по крайней мере, есть за что.


Вадим Богданов, InterMedia



Загрузка...

Добавлено: 14 апр 2021 в 01:00
По материалам: intermedia

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: