Главная » Россия » «Нас ждет волна банкротств операторов переработки мусора» — эксперт о том, почему буксует мусорная реформа

«Нас ждет волна банкротств операторов переработки мусора» — эксперт о том, почему буксует мусорная реформа


Добавлено: 18 ноя 2019 в 19:42, Категория: Россия
«Нас ждет волна банкротств операторов переработки мусора»В — эксперт о том, почему буксует мусорная реформа

Оператор мусорной реформы предложил ввести поощрения за утилизацию батареек при сортировке мусора. По мнению генерального директора «Российского экологического оператора» Дениса Буцаева, речь может идти об экономических стимулах для покупателей в виде маркетинговых программ за сдачу использованных батареек через фандоматы. По данным регулятора, большинство производителей заинтересованы в сборе использованной продукции через торговые сети.

Мусорная реформа в России продолжается с января 2019 года, она предусматривает переход на новую систему утилизации отходов. В рамках изменений законодательства в каждом регионе страны должен появиться оператор, который будет отвечать за вывоз мусора и его безопасную утилизацию. О ходе реформы в текущий момент и перспективах ее реализации The Insider рассказал член генерального совета «Деловой России», эксперт в вопросах сортировки мусора Михаил Замарин.

Ключевыми моментами мусорной реформы являются две вещи: создание региональных мусорных операторов и включение в общий процесс утилизации мусора его обязательной сортировки. Сейчас все регионы хватаются за голову и пытаются процесс сортировки внедрить.

По нацпроекту «Экология» до 2024 года должно быть построено около 200 мусоро-сортировочных комплексов. Сейчас построено три-пять из них, и этот процесс идет очень медленно. К концу года результаты очень плачевны, никто ими недоволен, и из-за этого даже последовали отставки — в частности, заместителя министра природных ресурсов Владимира Логинова.

Стоимость услуги по сортировки мусора по новому закону считается очень хитро, но общую цену утилизации увеличивает не слишком сильно. Она рассчитывается индивидуально по региону в зависимости от объема генерируемого мусора, проживающего населения и многих других коэффициентов. Стоимость должна быть заложена в тариф, чего пока нет. Но уже очевидно, что она должна быть пересмотрена в сторону снижения, но сейчас есть только идеи об определенных механизмах, как можно ее снизить так, чтобы это почувствовало, в первую очередь, население.

Стоимость утилизации мусора определяют тарифные комитеты в регионах <они состоят из представителей регионального оператора и властей региона — The Insider>. В связи с тем, что сейчас плата за услугу взимается напрямую с населения, есть очень большой процент неоплаты. Скоро это вызовет волну банкротств региональных операторов. В дальнейшем процесс оплаты утилизации должен быть пересмотрен законодательно, потому что сейчас он не работает, региональные операторы просто не справляются с обременением.

Важная проблема текущей реформы в том, что законодательно никак не поощряется увеличение объемов сортировки мусора для операторов. Сейчас в законе указано, что если оператор начинает продавать вторсырье и получать от этого прибыль, то эта прибыль должна быть погашена в счет тарифа. Конечно, это не стимулирует операторов увеличивать процент сортировки, и в связи с этим ее объем к концу года жалко низкий.

Кроме того, в кулуарах обсуждаются правительственные проекты, которые предполагают  низкую сортировку мусора на уровне 10-15%. Если учитывать, что еще и из прибыли вычитается, становится понятно, что энтузиазма у бизнеса на этот счет нет. Чтобы вся система заработала, законодательство однозначно должно быть изменено в пользу мотивации к увеличению объема сортировки и региональных операторов и бизнес в целом.

Сейчас задача властей — застолбить места в регионах и построить схемы

Сейчас в законе прописано обязательство сортировать мусор, но даже не прописан его объем. Это позволяет всем по-разному обходить это обязательство. Я не исключаю, что этот вопрос будет решен в течение ближайших двух лет, но пока задача властей другая — застолбить в регионах места и объемы, построить схемы и обозначиться на карте. После того, как появятся игроки и будет поделен рынок, последуют правовые поправки.

Ради справедливости стоит отметить, что некоторые результаты в рамках реформы есть — несколько мусоро-сортировочных комплексов запущено и работает. Их можно пересчитать по пальцам руки и сортировка мусора на них низкая, но как красивый маркетинговый пример они уже работают. Они потихоньку обрастают инфраструктурой, но для того, чтобы масштабировать этот процесс, нужны изменения законодательства. Остается надеяться, что они придут со временем: прошел всего год, а мусорная реформа — процесс комплексный и очень непростой.



Загрузка...

Добавлено: 18 ноя 2019 в 19:42
По материалам: theins

Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: