Вышний Волочёк. Город рек, каналов, набережных, мостов и тружеников

Вышний Волочёк. Город рек, каналов, набережных, мостов и тружеников

На древнерусском волоке

Своим появлением город благодарен уникальному месторасположению на водоразделе рек Волго-Каспийского и Балтийского бассейнов, участке древнего торгового пути «Из хазар в немцы». Тогда здесь перетаскивали суда, шедшие вверх по Волге и ее притоку Тверце до Цны. Волок начинался от берега Тверцы, где в 1540-х возник монастырь – Николо-Столпенская пустынь. Товары перевозили на подводах; люди могли пройти этот недлинный путь и пешком, или проехать верхом. А затем отправлялись уже по Цне до Мсты и далее, через Ильмень-озеро и Волхов в Великий Новгород, Ладогу, Неву и Балтику.


Герб города


Сам волок и возникшее на нем поселение долго считались владениями новгородцев, которые позже, видимо, делили его с московскими князьями. Сын Дмитрия Донского Василий сперва передал волок дяде, герою Куликовской битвы Владимиру Серпуховскому, а потом обменял на другие земли, исходя из его стратегически важного положения. Иван III проходил здесь войском, когда покорял Новгород. Иван Грозный, карая новгородцев, поселение это разорил. Однако ремесленная слобода, называемая тогда Никольским погостом на Вышнем Волочке, каждый раз быстро возрождалась. В XVI веке в ней стояли две деревянные церкви, одну из которых посвятили покровителю путешественников св. Николаю Чудотворцу, пристань, две лавки, амбар, мельница и полста дворов, число которых вырастало и опять сокращалось в результате военных действий то русских государей, то иноземных антигероев Смутного времени. С образованием ямской слободы село стали именовать Вышневолоцким Ямом. Меняя лошадей через каждые 20 верст можно было домчаться от Москвы до Новгорода за три дня.


Пишем Ё!


Топонимика, в общем, понятная. Вышний – поскольку находится у верховий Тверцы. Нижним волоком служил сухопутный участок ниже по течению Цны, у Боровичских порогов, протяженностью около 100 км, и потому здешний короткий участок получил уменьшительно-ласкательное имя «волочёк». Писали это слово по-разному, и через «о», и через «ё»; в конце-концов утвердилось «ё», хотя правильно-то ударную гласную после «ч» писать как «о». Ну да ладно.


О первом в России канале и голландской конфузии


Старотверецкий канал. Центр города

Выгодное расположение Вышнего Волочка не мог не оценить Петр I: русская армия вела тяжелую для страны Северную войну. Армия остро нуждалась в регулярных поставках вооружений, провианта, обмундирования, а на берегах Невы после первых побед начиналось строительство Санкт-Петербурга. Со столь масштабными задачами старый волок справиться уже не мог. Царские указы об учреждении новой столицы и устроении канала, призванного соединить Волгу с Балтикой вышли почти одновременно, в 1703 году. Петр самолично прошел от Цны до Тверцы, определяя направление будущей водной трассы.


Река Тверца


Тверецкий канал, первый в стране искусственный водный путь, прокопали силами 10 тысяч согнанных крепостных крестьян за 6 лет. Руководили работами голландские мастера во главе с Адрианом Гаутером, а отвечал за все князь М. П. Гагарин, большую часть своих надзорных обязанностей перепоручивший племяннику Василию Ивановичу. Канал после постройки некоторое время называли Гагаринским, пока князя Матвея Петровича, отметившегося в истории многими большими делами, но, увы, нечистого на руку и излишне амбициозного, не казнили под окнами Юстиц-коллегии.

Канал, шириной 15 метров и протянувшийся почти на три километра, стали именовать Тверецким, а с постройкой в XX веке Новотверецкого канала – Старотверецким. На нем устроили два шлюза и во избежание проблем из-за перепада высот (уровень Тверцы выше уровня Цны) и маловодности рек поставили дополнительные шлюзы на Цне. Тот, что выше впадения в Цну реки Шлины сложили из старицкого белого камня. Однокамерные шлюзы «немецкой системы» вмещали только одно судно, и для движения караванов судов на реке ставили деревянные перемычки с воротами.


Шлюз Мальдон в начале Старотверецкого канала прозван так по имени одного из смотрителей. Верховья Тверцы за последние века освоения этих земель человеком иссякли, и истоком реки считается теперь именно это место


Пробный караван из 672 судов прошел по каналу до северной столицы в 1706 г., а судоходство торжественно открыли в 1709-м., однако уже через год, засушливом летом 1710-го вскрылись недостатки работы голландских мастеров. Иноземные инженеры не учли характера русских рек, разливавшихся в половодье по низменной равнине и часто пересыхавших в жару. Тяжело груженые суда канал не прошли; часть их удалось перетащить, другие же просто сгнили. Затрудняли движение Боровицкие пороги, и потому осуществлялось оно только в одну сторону, к Питеру. Весной 1718-го паводок разрушил шлюзы Цны. Движение встало.


Тверецкий канал и Затверецкая набережная


Петр тщетно пытался привлечь к восстановлению водного пути европейских инженеров, приказал рыть новые каналы, потратил немалые средства, но тщетно. Петербургу угрожал голод. И тут с «доношением» к царю обратился новгородский купец М. И. Сердюков.


Непростая судьба сибирского пленника

Знаменитый ученый, исследователь, географ и ботаник П. П. Семенов Тян-Шанский в первом томе своего глобального труда «Россiя. Полное географическое описанiе нашего Отечества» пишет про Сердюкова «…родом калмык». Настоящее имя сподвижника Петра – Борано, Имегенов сын, с берегов Селенги. Сам он причислял себя к «мунгальскому» народу, а современные исследования доказывают его происхождение из селенгинских бурятов.


Портрет М. И. Сердюкова


В 1691 г. в ходе боестолкновений царских казаков с местным населением, отец 13-летнего мальчика погиб. Сын же попал в плен и был продан купеческому приказчику Ивану Сердюкову; который окрестил его Михаилом и воспитал как родного. В 1700 г. М. И. Сердюков работал приказчиком у московского купца М. Г. Евреинова, потом начал собственное дело и, записавшись в новгородское купечество, открыл винокуренный, пивоваренный и мыловаренный заводы на Цне, к которым вскоре добавились кирпичные, черепичные и прочие предприятия.

По некоторым источникам, смышленого приказчика приметил в купеческой лавке сам Петр, приложил руку к его освобождению и препоручил обеспечить исполнение ряда заказов. Сердюков снабжал мукой армию, поставлял продовольствие на строительство Тверецкого канала.


Памятник Петру I и М. И. Сердюкову на привокзальной площади Вышнего Волочка


Силой воды мололи зерно водяные мельницы, и для распиловки бревен на доски их тоже приспосабливали. Для бесперебойной работы мельниц сооружались плотины. Имелись они и на сердюковских заводах, а отсюда появился интерес хозяина к гидротехническим сооружениям, обеспечивавших движение валов первых машин. Внимательно проанализировав работу голландских гидростроителей и гидрографическую обстановку в районе Вышнего Волочка, Сердюков предложил Петру использовать для исправления транспортной системы и наполнения ее необходимым количеством воды «бесполезно протекающую» реку Шлину, направив ее в Цну по новому руслу, через озёра Ключино и Городолюбское. Для чего прорыть новый канал и устроить новые водопропускные сооружения.


Шлина (слева) впадает в Цну


Ознакомившись с предложением Сердюкова, Петр вызвал купца в Петербург и спросил, сколько тому потребуется средств. «Ничего, своим коштом обойдусь», - ответил Сердюков, понимая, что в случае неудачи можно попасть под обвинение в растрате и плохо кончить. А в случае успеха пусть государь милостиво пожалует его правом на доход со здешних кабаков и мельниц на 15 лет. Петр, подивившись соображениям дальновидного купца с честными «мунгальскими» глазами, о которых мы судим по дошедшему до нас портрету – и правда, в них нет лукавства – отчасти, видимо, растрогался и подписал указ, по которому передавал Сердюкову в содержание канал, шлюзы, доходы от мельниц, продажи вина, таможенных и канцелярских сборов на 50 лет.


Цнинский канал


Купец-гидротехник немедленно приступил к работам. В первую очередь исправили шлюз и расчистили русло Тверецкого канала. Всего через три года Шлина, пополненная озерной водой, потекла по новому руслу. Одновременно прорыли Цнинский канал, спрямив маршрут по извилистой Цне. Необходимое количество воды в нем обеспечивал бейшлот – Верхне-Цнинская плотина, перегородившая Цну в начале излучины. Бейшлотами называли плотины для удержания и пропуска воды посредством подъемно-опускных деревянных тогда щитов, а иногда название распространялось и на создаваемые ими водохранилища.


Верхне-Цнинская плотина


Камерные шлюзы Сердюков строить не стал, а свои водопропускные сооружения разместил так, что по каналам могли двигаться не отдельные суда, а караваны.из 100-200 барок и полубарок, груженых хлебом, лесом и даже железом с камских заводов.


Макет деревянного Цнинского шлюза


Барки длиной до 36 м при осадке до 67 см несли почти 130 т грузов. Строились они на одну навигацию и по приходу в Санкт-Петербург разбирались на хозяйственные надобности. Ходили здесь и полубарки, меньшие по размеру суда, грузоподъемностью 72-104 т. С вводом в действие Мариинской водной системы стало возможным использование судов, служивших два-три года. После разгрузки они возвращались по Мариинской системе – движение по системе Вышневолоцкой осуществлялось, как и прежде, в одном направлении.


Дом Сердюкова


На строительстве у Сердюкова трудились до 1000 наемных землекопов и плотников. Экономя средства, купец строил деревянные, а не каменные шлюзы, но сооружения оказались добротными, а механизмы – надежными. Недоброжелатели, в первую очередь из числа потерявших свои затопленные землевладения – а среди них были и ямщики из слободы, и мещане, и даже некоторые служители церкви, писали доносы. Из тюрьмы, где однажды оказался Сердюков по обвинению в причастности к раскольникам, его вызволил сам Петр. Царь не раз бывал в доме Сердюкова, стоящем над водой на краю соснового бора, и это здание порой называли «домиком Петра».

Завершая «слюзное дело» в Вышнем Волочке, Сердюков в 1741 г. построил еще одну плотину на Цне, в результате чего образовалось водохранилище, получившее название Заводского – рядом стояли его же заводы. Императрица Елизавета за верную службу возвела Сердюкова в потомственные дворяне. До своей кончины в 1754 г. он не переставал заниматься гидротехническими работами, связанными с содержанием каналов и расчисткой порогов.


У выхода Тверецкого канала в Цну


Сын Сердюкова Иван, женатый на дочери Акинфия Демидова, отца пережил всего на 6 лет. По горькой иронии судьбы он утонул в ими же созданном водохранилище. Внук Михаил к делам водной системы интереса не имел, вел весьма вольный образ жизни и, в конце концов, Екатерина II забрала владения Сердюковых в казну, выплатив семье 170 тысяч рублей.


Визит императрицы

Переход Вышневолоцкого водораздельного участка в руки государства с назначением в управляющие дворянина Н. И. Писарева прошел вовсе не так гладко, как хотелось императрице. Купцы, с которых некогда Сердюков брал по 5 копеек за проход каждого судна, теперь жаловались на мздоимство чиновников. Граф Я. Е. Сиверс, получив в 1773 г. в придачу к своим обязанностям новгородского губернатора должность директора образованной конторы водных коммуникаций, тут же отдал Писарева под суд и энергично занялся проблемами водной системы.


Памятник Екатерине II


Незадолго до этого, в 1770-м, по его предложению Екатерина даровала Вышнему Волочку, а также Боровичам, Валдаю и Осташкову городской статус; еще через два года подписала Указ об обустройстве новых городов и утвердила вышневолоцкий герб. Указ этот Сиверс зачитал всенародно в стенах Казанского собора. В 1775 г. Вышний Волочёк был выведен из состава Новгородской губернии в Тверское наместничество (с 1796 г. – Тверская губерния) и с той поры остается в числе городов Тверской земли.

Сиверс занялся усовершенствованием своего водного хозяйства – приказал расчистить бечевник Тверцы, по которому тянули суда бечевой бурлаки, начал строительство гранитного бейшлота на Заводском водохранилище, но в 1782 г. из-за разногласий с Потемкиным вышел в отставку. Правда, вновь вернулся к водохозяйственной деятельности при Павле I, когда стал первым директором Департамента водных коммуникаций России.


Путевой дворец


В 1785 г. Екатерина посетила Вышний Волочёк, чтобы осмотреть шлюзы и каналы системы и остановилась в Путевом дворце, построенным незадолго до этого в центре города на берегу Цнинского канала. Свой путь из Москвы в Петербург она продолжила уже по воде и поездкой осталась довольна. Вскоре началась отделка набережных в центре города гранитом, и с тех пор Вышний Волочёк называли то Северной Венецией, то – провинциальным Петербургом. Постепенно перестраивались из деревянных в гранитные шлюзы и бейшлоты.


Царская барка


Комплекс двухэтажного Путевого дворца выстроен на месте нескольких предыдущих зданий того же предназначения в 1779-1783 гг., видимо, тверским архитектором Ф. Ф. Штенгелем. Протянувшийся вдоль канала главный корпус в 9 осей окон, говорят, по числу букв в имени императрицы, продолжают пристроенные в линию с ним флигель с банковская контора. Здание щедро украшено ленточным рустом, полностью на первом этаже и частично – на втором. Окна первого этажа обрамляли рамочные наличники, окна второго были утоплены в ниши. Со временем здание стало ветшать, и по приказу Николая I часть декора убрали. В середине XIX в. Главный корпус и флигель объединили. В 1880-х здесь открыли училище кондукторов путей сообщения, в котором, кстати, учился будущий писатель В. Я. Шишков. В советское время внешний вид и планировка подвергались изменениям. Дворец числится по Осташковской улице как д.3/7 и длинным фасадом выходит в городской сад, ранее называвшийся Дворцовым.


Вышний Волочек. Акварель М. М. Иванова


В поездке Екатерину сопровождали, в том числе, художник М. М. Иванов, исполнивший несколько акварельных зарисовок города и каналов, а также внук М. И. Сердюкова А. В. Храповицкий, некогда преподававший русский язык Радищеву.

Не дошедшая до нас Петропавловская церковь начинала строиться как знак признательности Екатерине, но освящена была уже при Павле, и потому ее благоразумно посвятили этим святым апостолам. Архитектуру храма отличали две симметричные вертикали за основным объемом – колокольня и башня над алтарем.


На месте Петропавловского храма


Автор «Путешествия из Петербурга в Москву» посвятил городу отдельную главу, начав ее словами: «Никогда не проезжал я сего нового города, чтобы не посмотреть здешних шлюзов».

Пушкин побывал в Вышнем Волочке 23 раза. Его путевые заметки «Путешествие из Москвы в Петербург» превращаются в полемику с А. Н. Радищевым – но эту главу он тоже начинает со шлюзов. Проект памятника Пушкину уже существует, и остается надеяться, что мы его увидим на одной из центральных улиц города.

Сухопутный путь из Москвы в Петербург называли «Государевой дорогой». В черте города ее трасса не раз смещалась, в частности, из-за строительства моста через Цнинский канал. Строительство продолжалось с 1776 по 1830 год. На дороге, впервые в истории страны отсыпанной щебнем, который основательно утрамбовали, расставили 25 почтовых станций, гостиницы, кузни, шорные мастерские. Частая смена лошадей обеспечивала быстрое по тем временам движение – со средней скоростью 10 км/час.


За пешеходным мостом через Цнинский канал – автомобильный, по которому идет дорога Москва – Санкт-Петербург


В конце прошлого века Вышний Волочёк стал Божьим наказанием для проезжающих водителей: узкая дорога задыхалась в пробках. Построили объезд, стало намного легче, но объезд этот платный, и транзит постепенно возвращается в город. Само же старинное название переместилось на страницы туристических буклетов: так называется маршрут, проходящий 777 км по Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областям с посещением городов, храмов, музеев и других достопримечательностей.


Расцвет провинциального Петербурга

По откорректированному Сиверсом плану регулярной застройки, утвержденному к 1780 г., город разбивался прямоугольной сеткой улиц на 76 кварталов и делился на четыре части. Основная, Градская, по правому берегу Цны, на севере завершалась нынешней Большой Садовой, а тогда – Загородной Пятницкой. За ней, уже вне города, было устроено Пятницкое кладбище. Южной границей Градской части стал Тверецкий канал, восточной – поворот дороги на Москву, потом – сельцо Красный городок, где вскоре образовалась община будущего Казанского монастыря.


Вид на Остров


Противоположную Градской сторону, отсеченную Цнинским каналом и извилистой Цной, именовали Островом. На нем выстроились комплекс присутственных мест, Путевой дворец и деревянные дома служащих бейшлота. Напротив Острова, в излучине Цны, сложилась Солдатская слобода, а южнее Тверецкого канала – Жуковская часть города, названная по фамилии купца, активно ее осваивавшего. Мост через Цну, соединяющий эти две исторические стороны Вышнего Волочка и сегодня зовется Жуковским. Ямская слобода вошла в состав города уже после революции. Проживало в Вышнем Волочке в 1740-х около двух тысяч человек – к 1785 г. их число удвоилось и продолжало расти.


Жуковский мост


В городе началось бурное каменное строительство по «образцовым проектам». В XIX веке по числу каменных зданий, в Тверской губернии он уступал только самой Твери и Торжку, вместе с деревянными – еще и Ржеву. По примеру Петра Сиверс обязал взимать с каждой подводы торговцев по два булыжника – для мощения Торговой площади. Старые дома, не вписавшиеся в сетку кварталов, разрешалось не сносить до их полного обветшания, а землю под новые раздавали бесплатно, но с условием построиться не менее, чем за три года. Центр застраивался каменными домами, дальше него можно было ставить и деревянные. Их рубили с оглядкой на классические образцовые проекты, с мезонинами, иногда имитируя в отделке ленточный руст.


Бревенчатые дома на Осташковской улице


Пожары регулярно выкашивали регулярную застройку, но город, благо леса вокруг в достатке, быстро отстраивался, причем каменные фасады порой менялись до неузнаваемости. Разметка на кварталы оказалась для горожан удобной, и таблички с квартальной нумерацией по сей день соседствуют на угловых домах рядом с названиями улиц. Первые кирпичные здания строили по образцовому проекту П. Р. Никитина в стиле раннего классицизма – с рустовкой цоколей, треугольными фронтонами – так складывался облик Дворцовой площади и окружающих ее улиц Острова, а в Градской части – застройки Казанского проспека от Торговой площади до Тверецкого канала и набережной Цнинского канала.


Поквартальная нумерация


Одно из зданий присутственных мест –двухэтажный дом с пилястрами, квадровым рустом первого этажа ризалита и треугольным фронтоном в начале Осташковской улицы. Его делили городничий и казначей со своими квартирами и службами.


Дом городничего и казначея


Здание же, сейчас называемое магистратом, представляло собой два отдельно стоящих рядом корпуса – в одном расположились уездный и земский суды, в другом – магистрат, городская дума и училище. По своей архитектуре оба здания схожи с первым. В 1860-х их соединили двумя этажами пожарной части с каланчой, и единый объем стал одной из визитных карточек города.


Магистрат


Первый от магистрата квартал Осташковской замыкают владения купцов Большаковых: их городская усадьба по правой стороне и эффектный двухэтажный угловой дом №10/6 – по левой, частично перестроенный в советское время. Последний, возведенный во второй трети XIX в. – образец ранней эклектики, вобравшей в себя многие черты классицизма. Ее еще называют классицизирующей.


Главный дом усадьбы Большаковых


Пилястры, аттики, парапетная решетка между ними, балкон на скругленном («срезанном») углу, горизонтальные прямоугольники окошек полуподвала, вытянутые вверх прямоугольные окна первого этажа и арочные – второго, выстроившиеся между полуколонн с капителями ионического ордера…


Жилой дом Китайцевых


Следующим по улице идет тоже, понятно, угловой, большой деревянный дом купцов Китайцевых с высоким мезонином, украшенный пропильной резьбой.


 Дом Проскуряковых


Дом Большакова


Дальше – все больше деревянных зданий, среди которых выделяются одноэтажный, с мезонином, жилой дом Проскуряковых в семь окон на фасаде и, поодаль – построенный Большаковым в 1904 г. двухэтажный рубленый особняк на гранитном цоколе с выступающими эркерами, завершенными, как и центральный объем, щипцами с резными подзорами. Эклектика с элементами модерна, выраженного большей частью в выступах эркеров, поддерживаемых изогнутыми кронштейнами.


Казарма работников Цнинского бейшлота


Такие же кронштейны бросаются в глаза при взгляде на дом-казарму (2-я половина XIX в.) работников Цнинского бейшлота. Деревянные дома в городе почернели от времени, но неплохо сохранились – те, что не сгорели. Увы, почерневшие остовы с обвалившимися кровлями можно встретить на многих улицах, в том числе и в центре.


Главный дом усадьбы Манзе


Улица Подбельского пересекает Остров от канала до бейшлота. В ее северной части, напротив городского сада, где полным ходом идут работы, сохранилось несколько старинных зданий, среди которых корпуса усадьбы П. И. Манзе (дд.2-4, сер. XIX в.), двухэтажный, с большим балконом, дом директора водной коммуникации В. И. Храповицкого (д.7/1, конец XIX в.), жилой дом почетного гражданина П. К. Гартвига с профилированным карнизом, пилястрами и изящным оформлением окон. Проездные арки ведут во дворы, а те уходят вглубь кварталов.


 Дом Храповицкого


Дом Гартвига. Правее – руины дома Тыртова


Один из старейших жилых домов, принадлежавших поручику С. А. Тыртову (конец XVIII в.) зияет пустыми окнами. Будем надеяться, это – капитальный ремонт. Домовладение некогда представляло собой два отдельных корпуса, объединенных в один. А начинает улицу угловой трехэтажный главный дом усадьбы М. Н. Неручьевой с четырьмя полуколоннами, вздымающимися до карниза второго этажа на скругленном углу. Это – индивидуальный проект конца XVIII в. Аттик и часть внутренней и внешней отделки утрачены в советское время, а третий этаж «повышен». Сейчас дом тоже на ремонте.


Главный дом городской усадьбы Неручьевой


Дома вдоль набережной Цнинского канала вытянулись в линию и стоят «сплошной фасадой». Они занимают два квартала, 8-й, между Никольской (ул. Муслима Магомаева) и Михайловской улицами, и 9-й, что ближе к Казанскому проспекту. Большинство зданий 9-го квартала – двухэтажные, и каждый из них смотрит на улицу пятью окнами. После очередного пожара архитекторам удалось выровнять участки по ширине и создать цельный ансамбль классической застройки, а часть зданий надстроили еще на один этаж. Хороши ажурные балконы, решетки которых нарочито выгнуты. Следующий, 8-й квартал отличают трехэтажные дома.


Балкон дома Г. И. Тарасова


Сейчас эта набережная по питерскому примеру зовется Ванчаковой линией, в честь купца 1 гильдии М. Ф. Ванчакова (1792-1866), городского головы, бессменного на протяжении на протяжении четырех выборных сроков. Волочане считают его лучшим градоначальником за прошедшие двести лет.

Ванчакову удалось быстро взыскать с неплательщиков недоимки в казну, отменить сбор с домов обывателей, освободить мещан от обязательных тогда неоплачиваемых общественных работ, проложить и благоустроить новые улицы, замостить площади, открыть школу для солдатских детей, училище, больницу, возвести на свои деньги Троицкую церковь… Свое имя Ванчакова линия получила еще при жизни градоначальника; это единственный случай в истории города. После революции новые власти снесли и Троицкую церковь, и Казанский собор и даже памятник Ванчакову на городском кладбище. Недавно он восстановлен на средства, собранные горожанами.


Главный дом усадьбы Сергеевых


Среди красивых, местами отреставрированных домов Ванчаковой линии выделяются угловое здание главного дома усадьбы Сергеевых (д.23/2), в котором на рубеже XIX-XX вв. находился банк Рябушинских. При Советской власти вход с угла заложили, а сейчас он восстановлен, и на его крыльце можно видеть крошечное изваяние «Волчка», героя городского квеста, в форме налогового инспектора.


Волчок – сборщик налогов


Эта игра под названием «найди волчка» затеяна в городе с целью привить школьникам интерес к истории малой родины. «Волчок» и «Волочёк» – слова схожие. В символическом центре Вышнего Волочка, в Венециановском сквере, под колонной можно видеть волчка-художника, а у ступеней театра – двух волчков-скоморохов. Остальных ищите сами, говорят, их будет десять.


Дом В. И. Демидова помнит Муслима Магомаева


От банковского здания можно пройти по улице Муслима Магомаева до длинного деревянного дома №7/29 – здесь провел певец, приехавший в город вместе с матерью, актрисой А. А. Кинжаловой, служившей в драматическом театре, несколько лет своего детства, учился в общеобразовательной и музыкальной школах, а позже, став известным, не раз приезжал и выступал с концертами.


Дом Морозенкова


В список городских достопримечательностей внесен одноэтажный, с балконом и мансардой, дом Морозенкова (д.55 по Ванчаковой линии), удивительный образец деревянного зодчества, по стилю – переход от эклектики к модерну. Асимметрия подчеркнута трехгранной башенкой веранды с высоким шпилем, а формы обрамлений оконных проемов и сами окна однозначно говорят в пользу модерна как доминирующего стиля. Дом поставлен в 1920-х арендовавшим участок В. Д. Рупиковым на кирпичный цоколь и, по некоторым сведениям, был сюда привезен в разобранном состоянии. Теперь он именуется по фамилии домовладельцев второй половины XXвека.


Мир Казанского проспекта

Здание городского краеведческого музея на Казанском проспекте


Казанский проспект тянется от железнодорожного вокзала до Тверецкой набережной. Это настоящая архитектурная энциклопедия города, на которой представлены все стилевые особенности последних 300 лет в строительстве. Направляясь в центр, мы проходим мимо силикатных пятиэтажек массовой застройки, видим дома повыше из тех же серых кирпичей, задерживаем взгляд на произведениях конструктивизма, советского ампира и вступаем в мир классицизма и эклектики, освященный золотыми главами Богоявленского собора.

Три квартала напротив Казанского храма, ограниченные Павловской (Венецианова) и Сиверсовой улицами, изначально подлежали каменной застройке «единой фасадой». Вдоль них проходила тогда трасса «Государевой дороги», сворачивая дальше в сторону Цнинского канала.


Застройка «единой» или «сплошной фасадой»


В 1831 г. утвердили новый план застройки города, разработанный губернским архитектором И. Ф. Львовым, заметно раздвигающий границы прежнего города. По проектам Ивана Львова в Тверской губернии сооружено свыше 100 гражданских зданий. В Вышнем Волочке им на средства Ванчакова возведена Троицкая церковь, уникальный храм, где к основному объему в отсутствии трапезной примыкала колокольня. Вскоре Львов приступил к перестройке Торговых рядов.


Торговые ряды. Южный корпус


В 1796-1800 гг., руководствуясь проектом Штенгеля, И. М. Телятников выстроил их на месте деревянных лавок; из-за нехватки кирпича часть второго, южного корпуса была сложена из дерева. Интересно, что, годы спустя, исполняя замысел Львова, работами руководил Е. И. Телятников. В результате реконструкции площадь гостиного двора увеличилась, а устроенные аркады рядов повторили рисунок жилой застройки на противоположной стороне, сформировав единый гармоничный комплекс.


Руины бани


Ветшавший и страдающие от частых пожаров здания обновлялись, иногда полностью меняя декор. Эпоха эклектики, вместе с тем, сохраняла общее классическое звучание мелодии кварталов. На углу Старотверецкого канала и Цны со времен Сиверса стояла «контора водяной коммуникации», сгоревшая в 1895 г. Тогда на ее месте возвели Г-образное здание городской бани с арочной галереей и богатым кирпичным декором. Баня долго украшала сразу две набережные и превратилась в руины уже при жизни нашего поколения – теперь она значится в перечне городских достопримечательностей.


Реальное училище


Эта набережная Цны носит имя Олега Матвеева – летчика Великой Отечественной, повторившего подвиг Николая Гастелло, но – в марте 1945 г., когда до падения Берлина оставались считанные дни. Мемориальная доска с именем героя установлена на срезанном углу здания реального училища, построенного в 1906 г. Сейчас здесь гимназия.


Детский сад в бывшем доме Дьякова


А по другую сторону от руин, в начале Тверецкой набережной стоит одноэтажный жилой дом Дьякова. Он построен на месте сгоревшего в пожаре 1895 г., а в наше время стал детским садом и теперь дарит малышне радость своим барочно-классическим декором.


Сиверсова, 10


«Кирпичный стиль» отметился в начале Сиверсовой. Дом под номером 10 демонстрирует богатый набор декоративных элементов, вторя русскому узорочью: поребрик, ширинки, лопатки в простенках, лучковые перемычки с замковым камнем, но главное – игра цветом: в отделке использован более светлый кирпич, а часть деталей выбелена. Здание, построенное в начале XX в., принадлежало сперва Товариществу братьев Нобель, а потом было отведено под лечебницу.


 Угловой дом Есеновских на углу Казанского и Сиверсовой. Вторая половина XIX в.


Дом Лежнева


На Екатерининской улицы, не так давно именовавшейся проспектом Советов, дом №25 надстраивался дважды, превращаясь из одноэтажного владения И. П. Лежнева (1780-е) сначала в двухэтажное (1810-е), а потом и в трехэтажное здание. Пять осей окон на фасаде, проездная арка, каннелированные пилястры и, главная особенность декора, больше здесь не встреченная – лепные раковины в углублениях-люнетах 2-го и 3-го этажей.


Памятник А. Г. Венецианову в Венециановском сквере


Севернее Торговых рядов, за которыми закручивают свои маршруты городские автобусы, в 1920-х разбит небольшой парк – Венециановский сквер. Здесь установлен памятник знаменитому живописцу, жителю Вышневолоцкого уезда А. Г. Венецианову. Художник изображен рисующим сидящую напротив крестьянку с ребенком на руках. Аллею сквера украшают пары чугунных львов, отлитых в XIX веке, но откуда сюда принесенных – не ясно. Сквер завершает колонна-обелиск с волчком у подножия.


 Драматический театр


Сквозь деревья сквера виден кубический массив громады Драматического театра. Постройка, объединяющая три здания, принадлежавших купцам Есиновским и Сорокиным, возводилась с конца XVIII в., достраивалась и перестраивалась. В первом этаже размещались торговые заведения, второй арендовали для проведения заседаний Общественного уездного собрания. С 1896 г. по инициативе купца и почетного гражданина Н. Н. Федорова часть помещений второго этажа отвели драмкружку, превратившегося стараниями меценатов в городской театр. Руководил кружком до самой революции другой известный в городе предприниматель и ценитель искусств В. Г. Демидов. На третьем этаже в 1902 г. открылся кинотеатр «Звезда», для которого в 1912 г. построили отдельное, примыкающее к театру здание с декором, повторяющим элементы русского стиля.


Здесь был кинотеатр «Звезда»


Двухэтажное красное угловое здание напротив – Вышневолоцкий краеведческий музей имени Г. Г. Монаховой – основан в 1932 г. Первыми его экспонатами стали предметы коллекции реального училища по флоре, фауне и геологии. В 2005 г. завершилась долгая реконструкция музея, благодаря чему его площадь увеличилась в четыре раза. Постоянные экспозиции посвящены истории Вышневолоцкой водной системы, природе края, археологическим находкам, событиям войны. Немцы до Вышнего Волочка не дошли, но город бомбили, и около двухсот зданий разрушили.


Казанский, 64. Текстильное училище. Образец «красной дорики»


Архитектурные искания советского периода тоже оставили заметный след в каменной летописи города. Новый стиль, созданный в 1920-х, получил название «красной дорики» или «пролетарской классики», где бетон весомого, грубого, зримого конструктивизма дополняют колонны, как правило, наиболее простого, дорического ордера.


Жилые дома на Б. Садовой. Переход от неоклассицизма к авангарду


Собрание образцов пролетарской архитектуры, предтечи «сталинского ампира» вполне убедительно демонстрируют кварталы Казанского проспекта в пределах пересечения главной магистрали города с Большой Садовой и улицей Котовского. Здесь и жилые коммунальные дома рабочих (Б. Садовая, 80-82) с выложенными в аттиках датами постройки, и здание медицинского училища (Казанский, 113) с выступающими ризалитами, и, напротив него, текстильного училища с портиками и колоннами, и поликлиника (д.121), перед которой стоит неожиданно маленький памятник Ленину.


На улице Красных Печатников


Угловое жилое здание на улице Красных Печатников словно распахивает свои объятия входящему. Два перпендикулярно стоящих корпуса соединяет слегка утопленная в пространство двора диагональная стена с аттиком. Этот прием берут на вооружение архитекторы всех последующих лет.


В бывшем кинотеатре теперь сетевой магазин


Образцом «сталинского ампира» стал кинотеатр «Родина», построенный на Казанском (д. 30, 1957 г.). Торжеству победителей в полной мере соответствует официальное название стиля – триумфальный неоклассицизм.


Отражения храмов в реке времени

Писцовые книги XVI века фиксируют существование двух Никольских погостов, в начале и в конце волока, словно встречающих и провожающих корабельщиков. Первый – будущий Николо-Столпенский монастырь. Рубленый Никольский храм другого стоял на Цне. Позже к нему добавилась теплая деревянная церковь Дмитрия Солунского. Строительство Казанского собора и Богоявленского храма задумывали еще в первой половине XVIII века, после того, как две существовавших в поселении деревянных церкви в 1723 г. уничтожил пожар. М. И. Сердюков, который долго считался приверженцем старой веры, за что чуть не пострадал как раз в том году, обещал помочь средствами на возведение каменного Казанского собора и устройство при нем богадельни. А пока поставили деревянный храм.


Казанский собор остался только на старых фотографиях


Решение вопроса затянулось на 20 лет (за это время успела сгореть и эта церковь), пока уже Елизавета Петровна не подписала соответствующий указ. Лес на строительство, а также и кирпич со своих заводов дал Сердюков. Проект Казанского собора составил, считают, знаменитый столичный архитектор Савва Чевакинский, давний Сердюкова знакомец и сосед по Дворцовой набережной в Петербурге. Строительство тянулось долго, и освящали храм в июне 1771 г., когда Сердюкова давно уже не было в живых. Величественный барочный собор, крестообразный в плане с гранеными главами на восьмигранных барабанах, выраставших из восьмигранных же куполов, установленных на более мощных ротондах, особенно торжественно смотрелся в створе Цнинского канала. Барочность подчеркивали и окна-люкарны центрального, заметно большего в размере, купола, и формы глав, и решетчатые высокие окна. Классическую отдельно стоящую трехъярусную колокольню вместе с Гостиным двором проектировал Ф. Ф. Штенгель. Колокольню построили в 1787-1791 гг.; часы «на четыре стороны» установили в 1799-м. Во второй половине XIX в. рядом с храмом выросли две часовни. Находясь между двумя Г-образными корпусами Торговых рядов, собор венчал собой ансамбль Торговой площади.


На месте взорванного храма


Его взорвали в 1935 г.; разрушили часовни и колокольню. Здесь появился памятник Ленину, за которым возвели здание городского суда. Обходя его в сторону набережной, встречаешь не так давно появившийся памятник архитекторам, принимавших участие в строительстве каменного города – столичных, губернских, местных. Первым на плите выбито имя Чевакинского.


Часовня-памятник архитекторам


А Богоявленский собор на островке, образованным течением Цны и Обводным каналом, стоит, и его сверкающие главы видно отовсюду.


Богоявленский собор


Первоначально (1814 г.) это был одноглавый четырехстолпный центрический храм, в 1860-х перестроенный и дополненный колокольней и двумя приделами. Четверик основного объёма и притворы выровнены в одной плоскости с первым ярусом колокольни; углы четверика срезаны. Над прямоугольным алтарным выступом, притворами и первым ярусом колокольни возвышаются композиции из трех кокошников, а стены прорезаны узкими и высокими арочными окнами. Собор закрывали в 1930-х, но богослужения в 1945 г. возобновились. Вновь расписали стены и алтарь. Сейчас храм –  главная архитектурная доминанта города.


Преображенская церковь


Старейшая в Вышнем Волочке Преображенская церковь (1779-1783) находится на Пятницком кладбище. Двухэтажный барочный храм имеет два престола: Ильи Пророка в нижнем помещении и главный, Преображенский – в верхнем. В 1867 г., после перестройки, церковь дополнили трапезной и колокольней. Первый ярус колокольни, трапезная и пятигранная апсида выполнены в одном уровне, а основной объем, восьмерик на четверике, как и колокольня, завершен шатровым верхом. В советское время храм был закрыт, обезглавлен и восстановлен совсем недавно.


 


Успенский храм с богадельней


Успенская церковь, выстроенная вместе с богадельней на средства купцов Ермаковых, возвышается над Солдатской слободой с 1868 г. Это – зимний храм; в его подвале были установлены особые печи, нагнетающие по трубам теплый воздух. Стилевое решение сочетает в себе классические черты с элементами русско-византийского стиля, а цветовое выдержано в красно-белой гамме. Одноглавый храм и колокольня под небольшим шатром соединены в одно целое с двухэтажной богадельней на 100 человек, больше, благодаря мезонину, напоминающей дворец. В первом этаже заведения был открыт банк для содержания всего комплекса. Внутреннее пространство украшает лепнина, а этажи богадельни соединяет чугунная парадная лестница.

Храм Александра Невского в конце Екатерининской улицы возводился в 1881-1883 гг. благодеянием купчихи А. Я. Жабинской как Никольская часовня Николо-Столпенской обители и являл собой небольшой куб с пятигранной апсидой. В 1896 г. часовню перестроили в церковь, а рядом появились хозпостройки и деревянная колокольня. После революции главу храма снесли, а в 1970-х вокруг него с трех сторон сложили пристройки, после чего он приобрел прямоугольные очертания. В ходе реставрации в конце века восстановили главу. Храм оштукатурили. Сейчас – это видное здание, украшающее завершение улицы, отделанное квадровым рустом на уровне первого этажа, рустовкой в углах второго, поясами сухариков по карнизам и аттиком в виде балюстрады. Храм вновь носит имя Николая Чудотворца, и на площадке перед входом установлена стела с тропарем и каноническим изображением святого. Престол Александра Невского сохранен.


Храм Александра Невского – Никольская церковь


Сиверсова улица начинается от подножия памятника Екатерине и, не сворачивая, ведет до окраины города, к сверкающим главам Вышневолоцкого Казанского монастыря, одной из многочисленных святынь Тверской земли и ее подлинной архитектурной жемчужине.


Монастырь у истоков Тверцы

История обители начинается с обретения у источника в двух верстах от сгоревшего деревянного Казанского храма чтимого горожанами образа – списка с чудотворной Казанской иконы Богоматери. Образ перенесли в храм, но он неожиданно вновь вернулся к источнику. Посчитав это предзнаменованием свыше, жители оставили икону в срубленной здесь для нее часовне. Отмечено, что в годы эпидемий 1831 и 1848 гг. после совершения к образу крестных ходов болезни постепенно сходили на нет.


У Казанского монастыря


По проекту И. Ф. Львова благодарные волочане возвели для образа немного поодаль более вместительную каменную часовню-ротонду с колоннадой коринфского ордера. В 1882 г. часовню перестроили в церковь (арх. Н. А. Зборжевский); через несколько лет рядом поставили колокольню. В состав образовавшегося храмового комплекса теперь входили эта Казанская Загородная церковь, старая деревянная часовня и три надкладезные часовни. Все они находились в ведении городского Казанского собора.

Стараниями и молитвами монахини Рыбинского Софийского монастыря Досифеи земля вокруг часовни была выкуплена для будущей обители. В 1870 г. уездный предводитель дворянства князь А. С. Путятин начал строительство первых монастырских корпусов. Кроме двух двухэтажных и двух одноэтажных зданий, где устроили церковь, больницу, кухню, трапезную, кельи, соорудили баню, сарай и погреб.


Казанский собор, часовня Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи и колокольня


Первый, домовый, Казанский храм, размещенный в двухэтажном корпусе, также был двухэтажным (каменный первый этаж, деревянный – второй) и, конечно, теплым. Не без труда изыскав средства, община, учрежденная в 1872 г., приступила к возведению отдельно стоящей каменной церкви – Казанского собора. Строительными работами руководил тверской городской архитектор П. Ф. Федоров, а проект по заказу князя Путятина составил известный зодчий, учитель Шехтеля А. С. Каминский.


История обители


Выдающийся зодчий, однако, просчитался, не приняв во внимание состояние грунтов этой болотистой, пронизанной ручьями земли у истоков Тверцы. Для укрепления основания потребовалось забить на 6-метровую глубину 3 000 свай. Работы часто прерывались из-за нехватки средств – и тут же находились новые жертвователи, чаще всего – петербургский купец Е. Н. Сивохин, не оставлявший обитель своими заботами до кончины, А. А. Попова и многие другие. Причем иные просили сохранить их имена в тайне. В октябре 1878 г. закончили фундамент, а уже в июле 1880-го на собор торжественно водрузили кресты и приступили к отделке. В августе 1882 г. состоялось освящение – за год до этого общину переименовали в женский общежительный монастырь. Мать Досифея стала игуменьей.


Декор Казанского собора


Величественное (20 м высотой) крестообразное в плане здание, возведенное в эклектической традиции второй половины XIX столетия, венчают 15 глав: пятиглавие, три пары глав на северной, южной и восточной сторонах креста и две пары глав над углами притвора. Во внешней отделке щедро использованы детали русского узорочья – кокошники, сухарики, язычки, ширинки, полуколонки и даже заимствованные вимперги. Огромные трехчастные арочные окна, каждое среднее из которых выше боковых, повторяют возвышения основного, более крупного, светового барабана над четырьмя глухими боковыми, а те в свою очередь, превосходят в размерах главки над рукавами креста и притвором.


Андрониковский собор


С розовыми тонами Казанского собора контрастируют белоснежные стены другой доминирующей вертикали монастыря – пятиглавого Андрониковского собора. Храм (арх. Н. П. Марков), построенный в 1897-1901 гг. при активном содействии св. Иоанна Кронштадского, не менее монументален. Золотые луковичные главы покоятся на восьмигранных барабанах, а трехчастное деление фасадов подчеркнуто аттиками из трех кокошников над ними и пятигранной апсидой в одну треть ширины четверика. Декор строже, но основные элементы национального храмового зодчества здесь присутствуют.


Колокольня


В трехъярусной надвратной колокольне (1883-1888, арх. П. Ф. Федоров) окна и ряд элементов декора повторяют оформление главного собора обители, и луковка главы также поднимается над куполом. Второй ярус отведен под храм Ефрема Сирина и Неонилы, небесных покровителей супругов Сивохиных. Высота колокольни – 73,5 м, на ней установили 3 колокола и часы. В храмовый комплекс входят расположенная перед Казанским собором часовня во имя святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи, водосвятная часовня, стоящая между Казанским собором и колокольней, келейные корпуса и хозяйственные постройки. В собственности обители находились пожертвованные ей земельные угодья и несколько участков в городе.

После революции имущество монастыря изъяли, а территорию вскоре отдали воинской части. Храмы обезглавили, причем колокольню использовали как водонапорную башню, заливая водой ее фундамент и стены. Возрождение монашеской жизни началось в 1991 г. В праздник Казанской иконы богоматери в обители принимали и угощали всех посетителей.


Взлет, упадок и возрождение водной системы

Верхне-Цнинская плотина. Вид с Солдатской слободы


Назначенный в 1824 г. директором Вышневолоцкого водораздельного участка О. И. Корицкий предложил перестроить плотину Заводского водохранилища для увеличения вдвое подпора воды. В результате площадь водохранилища выросла в 10 раз. Оно покрыло своими водами три озера и часть рек Шлины и Цны. Новоцнинскую плотину окрестили Вышневолоцкой Ниагарой и приезжали любоваться падением с ее высоты пенящихся водных струй. Затопление новых территорий вызвало волну недовольства местных жителей, лишившихся пашень, покосов и огородов. Ямщики бунтовали и перекрывали дороги. Однако в то же время строительство плотины защитило город от наводнений, о которых вспоминают разве что созерцая лужу у рынка на Сиверсовой улице.

Появились новые бейшлоты и шандорный полушлюз в начале Цнинского канала. Затвор шандора, запорный механизм, состоял из неподвижной рамы и перемещавшегося в ней вертикально съемного щита. Такое устройство проще обслуживать и ремонтировать.


Макет барки в музее


Барки поднимались по Волге с использованием парусов, конной тяги и бурлацкого труда. При входе в Тверецкий канал мачты и рули снимали, сооружали помосты для управлявших четырьмя огромными веслами местных гребцов и команду меняли на новую во главе с вышневолоцким лоцманом. Занятостью в судоходстве жила большая часть населения города. Караван заводили в канал и распределяли по всему участку от Нижне-Цнинского шлюза до Заводского водохранилища. Тверецкий шлюз закрывался, после чего вода из водохранилища через цнинские шлюзы начинала наполнять следующий участок, обеспечивая переход каравана к Мсте.


 Схема Вышневолоцкой водной системы


Всего за сезон по Вышневолоцкой системе проходили три каравана общим числом до 4-5 тысяч барок и полубарок, перевозивших около 25 млн пудов грузов стоимостью до 90 млн рублей и более. Длина всего пути, включая участок по Вишерскому каналу составляла 1388 км. Весенний караван приходил в Санкт-Петербург в начале июня, летний – в конце июня, осенний – в августе.

Развитие Мариинской водной системы и строительство соединившей в 1851 г. столицы железной дороги послужило началом упадка Вышневолоцкого водного пути. Между Тверью и Вышним Волочком движение открылось двумя годами раньше. Хотя барка вмещала в себя груза больше, чем два железнодорожных вагона, поезда шли регулярно, быстро (до 50 верст в час) и круглый год. В Вышнем Волочке появился железнодорожный вокзал, сохранившийся фактически в первозданном виде.


Железнодорожный вокзал


Проекты зданий и сооружений для разделенных на четыре класса станций разработаны архитектором Р. А. Желязевичем при участии К. А. Тона, автора вокзалов в Москве и Санкт-Петербурге. К станциям 1 класса отнесли Тверь и Бологое, второго – Спирово. Для них строили вокзалы «островного» типа, расположенные между двумя главными путями. Вышневолоцкую станцию зачислили в третий класс. Вокзальные помещения для нее предусмотрели парные, по обеим сторонам пути. Они соединены открытым надземным переходом, лестничные марши которого скрыты внутри кирпичных вокзальных зданий под лотками сводов и выполнены из стянутых заклепками толстых стальных полос.

Вышневолоцкие вокзальные здания задумывали каменными, однако построили их из дерева и перестроили на рубеже XIX-XX веков. Они, хоть и парные, не одинаковы: над «московским» возвышается башенка, словно скопированная со средневекового замка; «питерская» часть более торжественная, благо обращена к центру города.


Дом Прохоровых


Вышневолоцкий водный путь, пусть угасающий, но все еще действующий, «Государева дорога» и открывшееся железнодорожное сообщение способствовали росту городской экономики. В конце 1850-х купцом Я. Ермаковым основана прядильно-ткацкая мануфактура, перешедшая позже к Прохоровым, а в советские годы носившая гордое имя «Пролетарский авангард». Хорошо сохранился «Дом Прохоровых», двухэтажный, вместительный, щедро украшенный пропильной резьбой – в нем останавливались хозяева, когда приезжали в город по делам. Добротный, он отдан под квартиры и, на радость жильцам, утопает в зелени.


Руины «Пролетарского авангарда»


Другое предприятие Ермакова, нынешняя ткацкая фабрика «Парижская коммуна», продолжает работать, в то время как от корпусов «Пролетарского авангарда» остались лишь груды битого кирпича. Вышневолоцкий ХБК, ранее принадлежавший «Товариществу Рябушинских», расположен в северной промзоне, за железной дорогой. Сейчас здесь горит свет только в одном из корпусов. А поодаль находится «Дача Рябушинских», прекрасный памятник деревянного модерна, хотя и обшарпанный, как многие здания города.


 Дача Рябушинских


Дома для рабочих и служащих на ул. М. Горького служат по сей день


Когда-то предприятия Рябушинских и Прохоровых выпускали ткацкой продукции на три с половиной миллиона полновесных царских рублей в год и обеспечивали работой свыше 4 000 человек. Хозяева строили в своих рабочих поселках многоквартирные дома служащим, казармы для рабочих, бани, лечебницы, магазины. Рябушинские упорно сопротивлялись включению своих владений в состав города.


Корпус Вышневолоцкого ХБК


Выручка стекольных заводов Болотина (1873) и Самуйлова (1892) была скромнее – 170 тыс. руб. при 300 рабочих. После революции первому присвоили наименование «Красный май», второму – «9 января». «Красный Май», расположенный в Ключино, выпускал строительное стекло, посуду и высокохудожественные произведения из цветного стекла. Особенно прославился он изготовлением рубинового стекла для кремлевских звезд. Завод прошел масштабную реконструкцию в конце 1970-х, а спустя 30 лет обанкротился и превратился в руины благодаря эффективной экономической политике нашего государства. На «9 января», устоявшем на берегу Цны в бывшей Солдатской слободе, продолжают выпуск стеклотары, в том числе высококачественной, оригинальной, идущей на экспорт. Она востребована и конкурентоспособна.


В Музее стекла


Работали кожевенные заводы, лесопильные, в округе, как и во всей губернии, валяли валенки, и фабрика такая вместе с музеем валенок в Вышнем Волочке сегодня есть.

Не такой уж древний город Вышний Волочёк, но история его удивительна и поучительна. Население за смутные постперестроечные годы сократилось с 70 до 44 тысяч человек, и многих предприятий больше нет. Молодые, хоть и не все, видят свое будущее не здесь. Кто-то сейчас учится в Москве, кто-то – в Питере. Вернутся? Реклама в автобусе зовет занять рабочие места не только водителей и строителей, но и программистов, обещая последним зарплату от 30 до 50 тысяч рублей.


Екатерининская, 54. Какова будет судьба этого дома-памятника?


Часть исторических зданий отреставрированы, еще большая часть сильно нуждается в реставрации. Даже на центральной улице можно увидеть руины сгоревшего дома, впрочем, как и на Ямской – а ведь это «Государева дорога», парадная улица России. Конечно, хорошо, что в столицах, соединенных ею, приведены в порядок и сверкают огнями дворцово-парковые ансамбли. Но не пора ли уделить внимание и малым городам страны, спасти, пока не поздно то, что еще можно успеть спасти?

Вышний Волочёк включен в поредевший перечень исторических городов. Благодаря своему расположению и знаменитой водной системе –  уникальный. Только своих средств на возрождение не хватит ни у него, ни у регионального бюджета. Туризм станет хорошим источником доходов для города, стоящего на главной федеральной трассе, и импульсом к созданию новых, привлекательных рабочих мест.


У Новоцнинской плотины


… В 1902 г. через шлюзы Вышневолоцкой системы прошло последнее судно. Теперь она использовалась лишь для местных перевозок и сплава леса. Шлюзы перестраивали в бейшлоты, в которых сооружали лесопроводные лотки. После революции лесосплав увеличился, а со строительством ГЭС Волжского каскада возросла потребность в притоке воды. В 1944-1945 гг. от водохранилища к Тверце прокопали Новотверецкий канал, и по нему вышневолоцкая вода стала поступать в Канал им. Москвы, составляя почти 10% всей поступающей воды в столицу. На плотине Заводского водохранилища заработала гидроэлектростанция.


Вверх или вниз?


Площадь самого водохранилища выросла до 109 кв. км (вместе с водной поверхностью городских каналов и протекающих в Вышнем Волочке рек достигает двухсот), и просторы его теперь нелегко окинуть взглядом, а. Семь островов, Обводной канал у стен Богоявленского собора, 32 км набережных и сорок мостов и мостиков украшают маленький город, который помнит, что его называли Северной Венецией.

Евгений ШАПОЧКИН

По материалам: rcmm
Загрузка...

Комментарии (0)